Изменения, внесенные в Правила противопожарного режима в Российской Федерации
С 01.03.2023 вступили в силу изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила).
Так, Правилами уточнено, что при использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 15 метров до зданий, сооружений и иных построек.
Территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра.
Вместе с тем, при использовании открытого огня для сжигания сухой травы, веток, листвы и другой горючей растительности в металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение горючих материалов за пределы очага горения, указанные выше минимальные допустимые расстояния могут быть уменьшены вдвое. При этом устройство противопожарной минерализованной полосы не требуется.
Кроме того, Правилами установлено, что при использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 метров, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 метров.
Внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2022 № 2310 уточнен перечень лиц, обладающих правом на получение страхового обеспечения, а именно в их число включены физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера.
При этом указанные лица имеют право на получение страхового обеспечения при условии, что сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу страхователями за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, составляет в совокупном размере не менее стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Федерального закона 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Так, стоимость страхового года определяется как 2,9 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, увеличенные в 12 раз.
Изменения вступили в силу 01.01.2023.
Изменения законодательства, касающиеся обязанности работодателя оплачивать работникам, работающим вахтовым методом, расходы, связанные с проездом до места работы
Федеральным законом 19.12.2022 № 545-ФЗ в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии с данными поправками доставка работников, работающих вахтовым методом, от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно должна осуществляться за счет средств работодателя.
Работодатель может компенсировать данной категории работников расходы на оплату стоимости проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора.
Размер и порядок компенсации устанавливаются в трудовом договоре, коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения вступили в силу с 01 марта 2023 года.
Меры поддержки пенсионеров
Пенсионный возраст в России в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен в возрасте 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно. Помимо пенсионных выплат законодательством предусмотрены и иные меры поддержки для данной категории граждан.
Статья 34 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года неработающим пенсионерам, получающим страховую пенсию по старости и проживающим в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях). Пенсионер может лично, по почте, через многофункциональные центры, единый портал государственных услуг обратиться с заявлением и необходимыми документами в территориальное отделение Социального фонда России для получения такой компенсации.
Также для пенсионеров предусмотрен перенос остатка имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц на предыдущие налоговые периоды. К примеру, если пенсионер построил или купил жилой дом, квартиру, комнату или долю в них, земельный участок для строительства с жилым домом, то при уплате налогов он может вычесть из своих доходов расходы на покупку этого жилья.
Так, в соответствии с п. 10 Налогового кодекса Российской Федерации, пенсионер вправе получить имущественные вычеты в размере произведенных расходов на приобретение (строительство) на территории Российской Федерации недвижимости (дома, квартиры, комнаты, земельного участка) и на уплату процентов по соответствующим целевым займам (кредитам) за три налоговых периода, предшествующих периоду, в котором образовался переносимый остаток указанных вычетов.
Данная категория граждан освобождается от уплаты налога на имущество. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, пенсионеры вправе не платить налог на жилой дом, квартиру/комнату, гараж/машино-место, помещение для мастерской, хозяйственное сооружение (площадью не более 50 м.кв.). Льготу можно получить только на один объект каждого вида. В случае наличия, например, двух квартир, пенсионеру необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган для уточнения на какую именно квартиру он будет получать льготу.
Еще одной мерой поддержки является налоговый вычет по земельному налогу. Пенсионеры могут уменьшить налог на земельный участок, который находится у них в собственности, пользовании или пожизненном наследуемом владении. Вычет полагается в отношении одного участка. Если площадь участка составляет шесть соток или меньше, пенсионер вообще не будет платить налог (согласно подп. 8 п. 5, п. 6.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Вычет пенсионерам предоставляется на основании имеющихся у налогового органа сведений, начиная с года, в котором у последнего возникло право на налоговую льготу.
Государство освобождает пенсионеров от уплаты налогов с некоторых видов доходов.
Так, в соответствии с п.п. 2, 9, 10, 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом облагаются все доходы, кроме:
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховых и фиксированных к ней выплат, накопительной пенсии, социальных доплат;
- суммы оплаты за счет средств работодателя стоимости путевок бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, если санаторно-курортные услуги осуществляются на территории Российской Федерации;
- суммы оплаты за счет средств работодателя, оставшихся после уплаты налога на прибыль, стоимости лечения и медобслуживания бывшим работникам; подарков от организаций и индивидуальных предпринимателей, материальной помощи, оказываемой работодателями своим бывшим работникам, оплаты (возмещения) работодателями стоимости лекарственных препаратов.
Например, если пенсионер вышел на пенсию по инвалидности или по старости и работодателем ему оплачена путевка в санаторий в России, лекарства, лечение и медобслуживание или выделена материальная помощь как бывшему работнику, с таких доходов налог не уплачивается.
Меры поддержки предусмотрены и при осуществлении трудовой деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы участникам Великой Отечественной войны до 35 дней в году, работающим пенсионерам по старости - до 14, работающим пенсионерам - инвалидам - до 60 дней в году. Работники, являющиеся получателями пенсии по старости или за выслугу лет, а также не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в течение пяти лет до наступления такого возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня раз в год с сохранением за ними места работы и среднего заработка.
Также для пенсионеров предусмотрена бесплатная юридическая помощь согласно п. 5 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Помимо вышеперечисленных федеральных мер поддержки пенсионерам предоставляются региональные льготы. К ним можно отнести льготы на авиабилеты, на проезд в общественном транспорте, оплату коммунальных услуг, на транспортный налог и др.
Микрокредитование. Как не стать жертвой мошенников!?
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче микрозаймов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые компании, кредитные кооперативы и ломбарды.
Государственные реестры о действующих микрофинансовых организациях, ломбардах, кредитных кооперативах размещены в свободном доступе на официальном сайте Банка России www.cbr.ru.
Гражданам, желающим воспользоваться услугами микрокредитования, необходимо помнить, что только на «легальные» компании, указанные в реестрах Банках России, возложены обязанности, требования и ответственность, предусмотренные Федеральными законами от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Вместе с тем, на территории округа осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, которые под видом комиссионных магазинов, бизнес-компаний фактически осуществляют деятельность микрофинансовых организаций и ломбардов по выдаче населению денежных средств, в том числе под залог имущества.
В свою очередь, комиссионные магазины, кредитные-компании (Р2Ркомпании) не подпадают под действие указанных федеральных законов, что создает условия для осуществления недобросовестной деятельности и нарушений прав потребителей.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой (ст. 14.56 КоАП РФ).
Составление постановлений по ст. 14.56 КоАП РФ по фактам незаконного предоставления займов населению относится к исключительной компетенции прокурора.
Таким образом, в случае нарушений прав потребителей финансовых услуг компаниями, не включенными в реестр Банка России, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности организаций.
Новый порядок уничтожения персональных данных
Электронные акты об уничтожении персональных данных сотрудников компаний и предприятий приравнены к документам на бумажном носителе.
Закон обязывает хранить их три года вместе с выгрузкой из журнала регистрации событий. В соответствующем файле указываются: ответственное лицо, ФИО, кому принадлежат подлежащие удалению персональные данные, перечень таких данных, причины, по которым они уничтожаются и дата.
Работодатель должен уничтожать персональные данные: по требованию сотрудника – за 7 дней; если выявлена утечка данных – за 10 дней; – в остальных случаях – за 30 дней.
При наличии причин, по которым информацию удалить нельзя, следует заблокировать к ней доступ, а после уничтожить в течение шести месяцев.
В случае нарушения работодателем требования об уничтожении персональных данных, в соответствии со ст.13.11 КоАП он подлежит наказанию: штраф до 90 тыс. рублей для юрлиц, до 40 тыс. рублей для ИП, 20 тыс. рублей для должностных лиц.
Основные права детей-инвалидов
Порядок установления инвалидности, гарантии прав инвалидов, предоставляемые им меры поддержки, регулируются Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Кроме того, социальные льготы и гарантии детям - инвалидам устанавливаются и законодательством субъектов Российской Федерации.
Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии детям - инвалидам, а также наделяет их особыми правами в сфере образования, реабилитации и оздоровления, обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, ЖКХ, транспортного обслуживания.
Также они имеют право на некоторые денежные выплаты и налоговые льготы.
Так, дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входят: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Государство гарантирует детям - инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с разработанной ребенку - инвалиду индивидуальной программой реабилиации или абилитации путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации; приобретения технического средства реабилитации с использованием электронного сертификата.
Детям - инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и др.). При невозможности обучения детей-инвалидов в образовательных организациях создаются условия для получения образования на дому.
Кроме того, дети-инвалиды имеют первоочередное право на предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также преимущественное право зачисления в образовательные организации на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях.
Детям - инвалидам и семьям с детьми - инвалидами предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона № 181-ФЗ.
Так, например, дети-инвалиды имеют право на: обеспечение жильем во внеочередном порядке, в случае их проживания в организациях социального обслуживания и отнесения их к категории сирот или оставшихся без попечения родителей, по достижении 18 лет (если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни); оплату в размере 50% платы за жилое помещение (государственного жилищного фонда) и коммунальные услуги (независимо от вида жилищного фонда); оборудование жилых помещений, занимаемых ими, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Отдельные положения законодательства в сфере перевозки детей
При организованной перевозке группы детей необходимо соблюдать ряд требований.
Так, в соответствии с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1527, при перевозке детей водитель обязан иметь документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о: пункте отправления; промежуточных пунктах посадки (высадки) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей; пункте назначения; о местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении).
На автобусе для организованной перевозки детей должен быть установлен опознавательный знак «Перевозка детей». Число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. Контроль за соблюдением указанного требования возлагается на сопровождающих лиц.
Кроме того, при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
Также при осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования, а с 01.03.2023 можно иметь при себе его копию.
За нарушение требований к перевозке детей предусмотрена административная ответственность, как для водителя, так и для должностных и юридических лиц, организующих перевозку детей (ст. ст. 11.14.2, 11.23, 11.31, 12.23, 12.31.1 КоАП РФ).
Порядок взыскания ущерба и компенсации вреда вследствие дорожнотранспортного происшествия
Вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), может быть возмещен страховщиком по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (далее – ОСАГО), а в определенных случаях - виновником ДТП или собственником транспортного средства.
Рассмотрим каждый случай в отдельности.
Когда ответственность за причинение вреда застрахована по договору ОСАГО, потерпевший вправе обратиться с заявлением о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, к страховщику (п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации; п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40).
Если в результате ДТП вред причинен только транспортному средству (отсутствует вред жизни и здоровью) или ДТП произошло в результате столкновения двух и более автомобилей, владельцы которых имеют ОСАГО, то потерпевший может предъявить требование к страховщику о прямом возмещении вреда (п. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 40).
Для получения страхового возмещения потерпевшему необходимо направить страховщику заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложением необходимых документов, перечень которых содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона № 40, п.п. 3.9, 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 (далее – Правила).
В случае возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший обязан в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления и необходимых документов представить поврежденный автомобиль для осмотра и независимой экспертизы (п. 3.11 Правил).
Страховщик проводит его осмотр (независимую экспертизу) в течение пяти рабочих дней со дня обращения потерпевшего (п. 3.11 Правил).
Если транспортное средство (далее – ТС) потерпевшего повреждено и не может участвовать в дорожном движении, то потерпевший сообщает об этом и указывает по какому адресу находится ТС. Осмотр и экспертиза в этом случае проводятся по месту его нахождения (п. 3.11 Правил).
После завершения осмотра или независимой технической экспертизы страховщик знакомит потерпевшего с их результатами в течение пяти дней.
Возмещение вреда, причиненного в результате ДТП, может осуществляться страховщиком путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС или в форме страховой выплаты (п. п. 15.1, 16.1 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ; п. 4.22 Правил).
Выдать направление на ремонт, осуществить страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ страховщик обязан в течение 20 календарных дней, не считая нерабочих праздничных дней, со дня принятия заявления и необходимых документов от потерпевшего.
На основании п.п. 15.3, 21 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ, если в установленных случаях восстановительный ремонт организуется на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания, возмещение производится в течение 30 календарных дней.
Если вред причинен только имуществу потерпевшего и у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО, то обязанность по возмещению вреда несет сам виновник ДТП. Однако существуют исключения. Например, если ответственность причинителя вреда застрахована и страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, причинитель вреда сам возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (п. 1 ст. 1064, ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего виновнику ДТП по общему правилу можно предъявить требование о компенсации морального вреда (п.п. «б» п. 2 ст. 6 Федерального закона № 40; ст. 1100 Гражданского кодекса РФ).
Рекомендуется вначале направить виновнику ДТП предложение о добровольном возмещении вреда в определенный срок. В случае отказа в удовлетворении требований или отсутствия ответа взыскание ущерба осуществляется в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
некоторых случаях обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате ДТП, возлагается на собственника транспортного средства (например, если виновным лицом является гражданин, оказывающийводительские услуги по трудовому договору, или на момент аварии водитель транспортного средства не имел права управления таким средством или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью или иного ущерба возлагается на собственника транспортного средства в соответствии с п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 12 Федерального закона № 40, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации потерпевший в данном случае вправе обратиться в страховую компанию виновника либо в суд для восстановления нарушенных прав.
Право работника на замену оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
В соответствии со статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Вместе с тем, не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях.
В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику подлежит выплате денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Кроме того, по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
Расширен перечень предоставляемых инвалидам средств реабилитации
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам получение технических средств за счет средств федерального бюджета.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2023 №42-р перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду, дополнен.
Так, с 1 марта 2023 года в перечень включены вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом.
За мобилизованными гражданами закреплено преимущественное право приема на ранее занимаемую должность после прохождения военной службы
Федеральным законом от 19.12.2022 № 545-ФЗ внесены изменения в статью 351.7 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, призванное на военную службу по мобилизации, заключившее контракт либо добровольно содействующее в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в течение трех месяцев после окончания прохождения военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо после окончания действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации имеет преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло в трудовых отношениях.
Указанное преимущественное право предоставляется лицам, с которыми приостановленный трудовой договор был расторгнут в связи с истечением срока его действия.
В случае отсутствия соответствующей вакансии лицо имеет преимущественное право поступления на другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, а при их отсутствии - на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.
При этом работа по соответствующей должности (соответствующая работа) не должна быть противопоказана указанному лицу по состоянию здоровья.
Действие данных норм распространяется на правоотношения, возникшие с 21.09.2022.
Что такое принудительные работы!?
В соответствии со ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) принудительные работы - это вид наказания, то есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Они применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Нельзя заменить лишение свободы принудительными работами если приговором суда назначено наказание более 5 лет лишения свободы. Также принудительные работы могут быть применены и к лицу, которое уже отбывает наказание в виде лишения свободы, но после определенного срока его непосредственного отбытия (статья 80 УК РФ).
Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями уголовно-исполнительной системы. Это специальные центры, в которых прибывшие лица проживают там и осуществляют деятельность по трудовому договору.
Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.