Основные права потребителя

- на качество

- на безопасность

- на информацию

- на возмещение ущерба

 

Законодательство защищает Ваши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми - увы! - нам приходится сталкиваться слишком часто.

Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.


 

 

Какие правовые акты регулируют защиту прав потребителей

 

Защита прав потребителей регулируется следующими основными правовыми актами:

 

1. О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

    Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 года N 14-ФЗ

Главный закон в этой сфере это Закон РФ "О защите прав потребителей", его необходимо знать каждому потребителю! Нормы этого закона конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом законе, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.

Кроме Закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданского кодекса РФ, права потребителей в законодательстве России регулируются также Правилами продажи отдельных видов товаров и Правилами оказания отдельных видов услуг, утвержденными Правительством РФ.

Существует также большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий в различных сферах, в том числе и при оказании услуг потребителям:

Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации",

Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",

Воздушный кодекс РФ и др.

В Библиотеке нормативных актов Вы найдете список всех правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей.

 

Как определить, попадает ли Ваша ситуация под действие закона

 

Для того, чтобы защищать свои права потребителя, Вам нужно знать, попадает ли Ваша ситуация под действие закона о защите прав потребителя.

 

Ваша ситуация попадает под действие закона о защите прав потребителя, если Вы являетесь в этой ситуации потребителем, а другая сторона изготовителем, исполнителем или продавцом.

Кроме того, с 1 января 2005 года в сферу действия закона о защите прав потребителя подпадают также уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель), импортер.

часы для сайта      Cecutient
наверх